?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Обычный трипартизм

Начало разговора здесь: http://nikolaylubenets.livejournal.com/49745.html

"Горизонталь" + "вертикаль" = ? (о развитии социального партнерства в Трехгорном)


Что такое «социальное партнерство»?  Казалось бы, ответ на этот вопрос известен всем. Термин довольно старый, как и сама идея.  Тем не менее, во время встреч с некоторыми представителями бизнес – сообщества Трехгорного и депутатского корпуса выяснилось, что далеко не все знакомы  с этим понятием.  Зачастую люди просто не понимали, о чем идет речь. В лучшем случае, каждый что – то слышал про это и подразумевал  под этим что – то свое.    

Вот поэтому, прежде, чем  продолжить серию встреч (с депутатами, главой города, представителями администрации и общественности), хотелось бы определиться с терминологией. 

Кроме того, поскольку социальное партнерство (как и дружеские отношения) может проявляться в каких угодно формах,  хотелось бы выслушать мнения разных людей на этот счет. Интересно видение вариантов сотрудничества участников триады  «общество – бизнес – власть". Надолго дискуссию затягивать не будем. Максимум – неделя – две. Все, кто хочет высказаться на этот счет, добро пожаловать в мой журнал. Пока не создано информационной площадки под проект, все соображения по поводу «социального партнерства» можно присылать мне (в виде ссылок или материалов).

Итак, что такое – «социальное партнерство»?  О нем много написано.  «Велосипеда» в этом деле изобретать не надо, поэтому просто воспользуемся существующими формулировками.


СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО. «ЛИКБЕЗ».

http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/8860/%D0%9F%D0%90%D0%A0%D0%A2%D0%9D%D0%95%D0%A0%D0%A1%D0%A2%D0%92%D0%9E
«Партнерство социальное  - в узком смысле - механизм взаимоотношений между государственными органами, представителями трудящихся и работодателями. В широком - специфический тип общественных отношений между социальными группами, слоями, классами, общностями и властными структурами».

«Политика социального партнерства связана с реализацией программы сотрудничества между различными силами общества, поиска согласия и достижения консенсуса».

«Политика социального партнерства - это цивилизованная форма человеческого общежития, обеспечивающая защиту интересов людей наемного труда, предпринимателей (работодателей), органов государственной власти путем стремления к договору, достижению консенсуса, выработки и осуществления интегрированной позиции по важнейшим направлениям социально-экономического и политического развития, формированию социального, правового государства и гражданского общества».

«В экономическом отношении социальное партнерство предполагает материальное и моральное стимулирование заинтересованности наемных работников в росте темпов производства, производительности труда во имя обеспечения условий, необходимых для роста прибыли работодателей и валового продукта общества, повышения уровня и качества жизни самих трудящихся».

«Социальное партнерство, будучи многомерным процессом, предполагает поиск оптимизации отношений между действующими в обществе силами».

«Идеология социального партнерства формировалась в годы 1-й мировой войны и должна была стать противовесом учению о классовой борьбе, возникшего в сер. 19 в. и притязавшего на интенсификацию социальных конфликтов. Основатели идеологии социального партнерства… усматривали в солидарности классов решающую форму социального взаимодействия и реформирования индустриального общества».

«Идеология социального партнерства отрицает классовый характер социальных конфликтов..»

«В современных условиях политика социального партнерства позволяет решать спорные вопросы не забастовками и тем более не вооруженными выступлениями на баррикадах, а за столом переговоров, путем взаимного согласия, поиска баланса интересов разных социальных групп. Социальное партнерство ориентирует участников на достижение разумного компромисса вместо разжигания конфронтации, на поиск согласия и взаимной терпимости вместо радикализма, на эволюционные реформы вместо революции. Идеология и политика социального партнерства в индустриально развитых странах играет стабилизирующую роль, способствуя экономической и политической устойчивости социальных отношений».

«Существуют различные модели социального партнерства…. Становление механизмов социального партнерства в РФ осложняется тем, что государственные органы во многом утратили способность эффективной координации общественных процессов, а профсоюзы и предприниматели не организованы. К этому следует добавить, что поляризация российского общества, неподготовленность населения России к восприятию ценностей и идей социального партнерства существенно осложняют ситуацию».


http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%9E%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B0%20%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%B0/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D0%BF%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%BD%D0%B5%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE/


«К основным принципам социального партнерства  относятся:
равноправие сторон;
уважение и учет интересов сторон;
заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
содействие государства в управлении и развитии социального партнерства на демократической основе;
полномочность представителей сторон;
свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
добровольность принятия обязательств;
реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений".



ОБЫЧНЫЙ ТРИПАРТИЗМ: ВЛАСТЬ – БИЗНЕС - ОБЩЕСТВО

Наш проект подразумевает работу в трех направлениях: БИЗНЕС, ОБЩЕСТВО (гражданские инициативы), ВЛАСТЬ (взаимодействие с органами местного самоуправления).
У каждого из трех направлений будет свой куратор. Наладить диалог и «обратную связь» всех со всеми (помимо местных СМИ) поможет интернет - площадка проекта.

Рабочее название проекта «Согласие, сотрудничество, созидание». Эти три слова, собственно говоря, и задают вектор движения в том трудном деле, за которое мы должны взяться ради будущего нашего города.

Миссия проекта: развитие социального партнерства между бизнесом,  институтами общества и властью на территории Трехгорного во имя осуществления наиболее эффективных стратегий развития города с монопрофильной экономикой.



Институт трипартизма (собственники предприятий + наемные работники + государство)  -  обычный «механизм реализации» социального партнерства. От того, насколько выгодно сотрудничество друг с другом этих трех участников процесса, зависит благополучие и отдельной территории, и общества в целом.


Мое понимание  социального партнерства заключается в следующем: у власти, бизнеса и общества должно быть желание идти навстречу друг другу!

Формы социального партнерства и подходы к  сотрудничеству могут быть разными, и только одно условие должно оставаться неизменным: эти отношения (как и любые нормальные человеческие отношения) должны базироваться на доверии!

Власть  должна создавать УСЛОВИЯ для развития города. У каждого муниципального образования - свои особенности. Общего рецепта для всех нет. Как говорится, «в каждой избушке – свои погремушки». И, чтобы понять, а какие именно проблемы необходимо решать «здесь и сейчас», власть должна вести постоянный диалог с представителями общества и бизнеса.

Власть должна поддерживать бизнес, чтобы у местных предпринимателей появилось желание вкладывать деньги в создание реального сектора экономики и социальные проекты.  Без этого ничего не сделать ни в малом городе, ни в стране. 

А что такое -  «создание властью условий для бизнеса» на территории нашего города, где предпринимательская инициатива загнана в прокрустово ложе всевозможных запретов?

Сегодня мы живем в условиях «мобилизационной экономики». Кредиты предприятиям получить все труднее. А для развития реального сектора экономики нужны деньги, инвестиции. Где их взять? Из трех источников: собственные средства предприятия (у наших предприятий их мало),  заемные средства (банки, инвестиционные фонды и т.д.), амортизационные отчисления (если у предприятий есть хорошие производственные фонды).


Так вот, помочь в решении этого больного для многих предприятий вопроса могут местные власти, «встав» между банком  и представителями местного бизнеса. Руководители города могут пойти в банк вместе с предпринимателем и сказать: «Дайте, пожалуйста, кредит. Я, власть, гарантирую, что этот предприниматель  реализует проект и вернет деньги.  Пять лет мы будем гасить проценты за счет бюджета. Я готов подписаться под этим документом вместе с руководителем компании». Потом это решение проводится через представительный орган, и  начинается реализация проекта. Есть второй вариант. Можно не гасить проценты, но сказать: «Я, власть, выступаю гарантом того, что этот предприниматель осуществит проект и вернет вам деньги».

И таких вариантов  сотрудничества, когда власть выступает, как социальный партнер, может быть очень много…  Начиная с бесплатного  выделения земли предпринимателю (эту землю можно «заложить»  тому же инвестору, т.к. она тоже имеет свою цену). Но ни в коем случае не должно быть такого: «Я пойду с тобой к серьезным людям лоббировать интересы твоего проекта, но за это ты должен будешь  мне «отстегнуть» что – то …».   Такие отношения всегда сразу видны.


Второе: отношения бизнеса и власти должны быть «прозрачными»  для обеих сторон. В чем это может выражаться?  Например, появились какие – то изменения в законодательстве (о налогах, земле и т.д.), прежде, чем внедрить их в жизнь,  чиновники должны обсудить это с представителями бизнеса. Пусть бизнес подумает и внесет свои предложения.


В частности, на недавней сессии Собрания депутатов опять обсуждали вопрос о размере арендной платы за землю. Все решили, что это «формальный вопрос». Дескать, поменялось федеральное законодательство, и мы под него подстроились. А кто сказал, что в закрытом городе  необходимо все законодательные акты трактовать один к одному? Но ни у кого даже сомнений не возникло на этот счет!

Сегодня главная проблема всех предприятий нашего города  – кадровый голод. Как можно ее решить?  Только притоком  людей с «большой земли». Представители предприятий должны сформулировать свой запрос местным властям, а руководство города должно позаботиться об уменьшении числа бюрократических барьеров, мешающих предприятиям завозить работников  (оказать содействие в решении проблем с пропускным режимом и строительством резервного жилого фонда для сотрудников предприятий).


Могут ли органы местного самоуправления  помочь социально – ответственным предприятиям, самостоятельно занимающимся подготовкой специалистов?  Могут! Все могут! И разные формы этой поддержки можно найти.
Но никто из предпринимателей не поднимает эту тему в кабинетах местной власти. Почему? Видимо, бизнес считает, что власть не способна решать эти проблемы.   А власти, по большому – то счету, видимо,  нет дела до проблем предпринимателей. «Дитя не плачет, мать не разумеет!»



Нашему городу не обойтись без системы профподготовки! При желании можно восстановить и профлицей, и техникум (эти учебные заведения были «оптимизированы»  в нашем городе несколько лет назад, как и по всей области). И это - тоже задача власти!


Что требуется от бизнеса? Социальная ответственность перед жителями той территории, где находятся эти предприятия.

Сегодня бизнес Трехгорного не только платит налоги в местную казну, предоставляет горожанам рабочие места, но и берет на себя функцию образовательных учреждений (профессиональных училищ). Люди получают новые профессии за счет предприятий.  Представители малого и среднего бизнеса финансируют социальные проекты, выступают спонсорами всевозможных мероприятий, оказывают финансовую поддержку тем, кто в ней нуждается.

Много общаясь с представителями малого и среднего бизнеса, я понял, что иногда «деловые люди» и сами не понимают, чего им хочется, каких условий работы на территории города? Какие именно производственные задачи они хотели бы решить в диалоге с местными органами самоуправления? Никто из представителей бизнеса не озвучивает в кабинетах власти четко сформулированных  предложений. Если это случается, то редко.


Я привел лишь несколько примеров того, что в моем понимании характеризуется как «социальное партнерство» в связке "бизнес - власть".

Общество - власть. «Не халявшики, а партнеры!»

Как может проявляться механизм социального партнерства в связке "общество – власть"?

Самый известный и простой вариант: наиболее важные вопросы, касающиеся  развития муниципального образования, власть должна обсуждать с жителями города. Механизмов для этого достаточно. Даже «прямые телефоны» (это, конечно, уже  вчерашний день) способствовали установлению  диалога  горожан с властями города. Мы слышали проблемы рядовых жителей и реагировали  на них  немедленно. Сейчас таких механизмов для налаживания обратной связи гораздо больше.


Считаю, что каждый депутат, прежде, чем выражать свое мнение по важным вопросам на сессиях городского Собрания, должен встретиться с избирателями (людьми, которые за него голосовали) и поинтересоваться их  видением какой-то ситуации. Брать на себя полномочия говорить от имени тысяч горожан - это огромная ответственность. И люди, живущие в гражданском обществе,  обязательно спросили бы у народного избранника о том, что именно собирается он «декларировать» от их имени. Пусть на эту встречу с депутатом придет 15 человек. Но это будут самые активные избиратели, следящие за событиями городской жизни.

И бюджет муниципалитета должен обсуждаться с горожанами не только на публичных слушаниях, куда приходят от лица общественности сотрудники администрации и руководители муниципальных предприятий и, разумеется, дружно одобряют любой документ.  Понятно, что они придерживаются корпоративной этики, даже если с чем – то не согласны.

Вот поэтому, на мой взгляд, голосование должно  проводиться еще и на сайте администрации города. Вот поэтому финансовый документ должен был адаптирован под восприятие рядового жителя города, чтобы каждый мог видеть и понимать, на что именно власть планирует потратить деньги. 

Вот когда власть, бизнес и общество маленького города перестанут жить в параллельных друг другу мирах (депутаты – отдельно, администрация – отдельно, бизнес - отдельно,  рядовые горожане – отдельно),  тогда мы можем констатировать факт системной работы механизмов  социального  партнерства на трехгорненской земле.

Пока же можно говорить только о случайных, разрозненных "вспышках"  безвозмездного «согласия, сотрудничества и созидания». Узок круг тех, кто помогает городу не ради имиджа или прибыли, а ради эфемерной и непонятной
многим «общественной пользы».  Вся «социальная нагрузка» лежит на плечах нескольких частных предприятий (о градообразующем предприятии не говорю, ибо масштаб работы другой) . Вот им рассказывать о социальном партнерстве не надо, они сами – центры такого сотрудничества с общественностью города. Их знают все.

А общество?  К сожалению, чаще всего, организации и граждане выступают только в роли просителей. Именно так эту часть «триады»  воспринимают представители двух других направлений.  А надо, чтобы  каждый участник этих отношений  ощущал свою значимость, чувствовал себя «не халявщиком, а партнером»!

Но желание делать что – то для родного города (не по долгу службы, не в рамках трудовой смены, а в свое личное время, по велению  души)  у людей появится только тогда, когда они увидят, что с ними хотят считаться, что их идеи востребованы, что их труд нужен городу. И опять всплывает вопрос  о доверии…  А доверие заслужить очень трудно.

Неравнодушных, инициативных, умных, творческих людей в Трехгорном очень много. И надо им
просто помогать, а, самое главное, замечать их работу. Даже самые маленькие достижения! И это внимание вернется городу и в виде гражданских инициатив, и в желании помогать органам местного самоуправления.

Проект по развитию в Трехгорном социального партнерства  придуман не для отчета. Работа в этом направлении  предстоит серьезная и долгая. И ключевое слово здесь – "работа".

Да, вероятно, мы будем ошибаться, периодически наступать  на старые «грабли»… Но, как говорил поэт: «Стремленье избежать ошибок – опаснее любой из них!».

Comments

( 4 comments — Leave a comment )
shitikov_ozersk
Dec. 1st, 2014 04:34 pm (UTC)
Николай Андреевич, Вы правы: такой диалог необходим, и как раз в небольшом закрытом городе его можно создать при желании всех трех сторон. Правда, я не уверен, что в нынешних экономических и бюджетных реалиях можно создать работающий механизм муниципальных гарантий для предприятий - слишком велики риски и неопределенность. Кроме того, как Вы знаете, бюджеты ЗАТО традиционно сильны социальными расходами - а уже по предварительным данным Челябинская область получит в 2015 году на выполнение майский указов на миллиард рублей меньше, чем в 2014 (почти на 50% сокращение). И в этой ситуации трудно говорить о развитии даже крайне необходимых проектов в области городского хозяйства, не говоря уже об инвестпроектах.

То есть я хочу сказать, что предлагаемую Вами модель крайне трудно реализовать на практике. НО такой диалог - властей, бизнеса и общества - объективно нужен, и я могу сказать, во что Озерску обошлось отсутствие такого диалога в сфере ЖКХ: в сотни миллионов уворованных жуликами рублей, в предбанкротное состояние основного коммунального предприятия города и реальную угрозу коммунального коллапса уже этой зимой...

Очень надеюсь, что мы в Озерске сумеем наладить такой трехсторонний диалог бизнеса, муниципальной власти и общества. По крайней мере, я пытаюсь воздействовать на ситуация со стороны гражданских активистов... :)
nikolaylubenets
Jan. 25th, 2015 05:00 pm (UTC)
Но у нас в наших городах другого выхода ведь нет !Особенно в условиях сегодняшней жизни !
alexey_melnikof
Dec. 2nd, 2014 06:08 am (UTC)
=))
Прочитал.Есть хорошие мысли, только реально ли это? По гос.гарантии тоже неясно, да некоторые банки тоже могут их дать наверное. Общество сейчас само по себе, бизнесу подняли сборы - это рано или поздно дойдет и до малых городов. Власть - не знаю, при возможностях (если они есть) можно сделать многое. Со временем.
Были идеи по социальному предпринимательству. Это деятельность субъекта, направленная на смягчение(решение) социальных проблем общества. Где соц.предприниматель, ну например, не менее 50-70% от прибыли реинвестирует в свою деятельность, а если у него в штате,например, работники-инвалиды, то 25% идет на оплату труда. Причем, его ОКВЭД четко говорит о социальной направленности. (подробнее есть в проекте 624513-6 "ФЗ о внесении изменений в ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства").
Ну так. Ознакомился с финансовыми показателями в бюджете, где говорится о социальной стороне. Увидел общую цифру(вместе с дотациями, субсидиями и пр.) для Трёхгорного - 260 млн. рублей (если не ошибаюсь). Ну если хотя бы 1/100 часть пошла бы субъекту соц.предпринимательства, ну скажем трудоустроить инвалидов - для них это не столько труд, сколько социализация. Или помощь матерям до 3 лет с детьми...Вообще, в Трёхгорном кроме продуктовых магазинов, как бы и ничего по социальным услугам и нет. А где нет конкуренции (здравой), как бы нет и доброго движения вперед.
Ну вот ещё один пример "работы". Два года говорим о том, что у управляющих компаний должна быть электронная система приема (сайт) показаний эл.счетчиков. А воз - и ныне там. Хотя, любой программист скажет: сделать реально, в течение 3 месяцев, а если спец - в течение 1 месяца. Вот так и живем: власть-бизнес-общество. А где общие точки?
livejournal
Dec. 6th, 2014 07:02 pm (UTC)
Для вдумчивого чтения в выходные
Пользователь 40_ozersk сослался на вашу запись в своей записи «Для вдумчивого чтения в выходные » в контексте: [...] в процесса, зависит благополучие и отдельной территории, и общества в целом. Полный текст здесь [...]
( 4 comments — Leave a comment )

Profile

nikolaylubenets
nikolaylubenets

Latest Month

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek