?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

На изломе времен - 3

Как известно, "времена не выбирают, в них живут и умирают". Но в любую эпоху у каждого из нас есть возможность поиска собственных траекторий жизни. Мы выбираем дороги и тех, с кем хотелось бы по ним пройти. А потом называем этот выбор "судьбой".
И, конечно же, у каждого  из  нас, сосуществующих на одном историческом отрезке, своя оценка эпохи. Из тысячи деталей, обстоятельств, "мелких подробностей"  личной жизни отдельных людей выстривается история страны...
Время - одно, мы - разные.
И эти воспоминания -  мой взгляд на то, что происходило со страной и всеми нами на изломе времен...


НА ИЗЛОМЕ ВРЕМЕН (рабочее название)

Начало:

http://nikolaylubenets.livejournal.com/54212.html ;
http://nikolaylubenets.livejournal.com/54966.html


Мне никогда не приходилось жить в маленьком городе, где все друг друга знают. Мои попытки заставить специалистов Управления строительства работать лучше упирались в молчаливое сопротивление...  И, как только я стал применять «меры принуждения», требуя производственной дисциплины, отношения с людьми стали портиться.

Тогда пришел к выводу, что отторжение новых идей, знаний, требований, исходящих от «чужака»,  одна из особенностей закрытого города. Появление нового специалиста в какой – либо сфере  всегда вызывало здесь (на первом этапе) протестные настроения. Дескать, лезет тут со своим уставом в чужой монастырь! Однако, даже усвоив это правило,  я решил не снижать планку требований, не подстраиваться под «коллективное бессознательное» местных строительных организаций… Так что первые месяцы работы были для меня  напряженными вдвойне. Но менять, а иногда и «ломать» подобный  настрой  было необходимо.


Так случилось, что строители  Златоуста - 36 за сорок лет существования организации пережили несколько реформ. Сначала (как и в других ЗАТО) здесь было создано самостоятельное Управление строительства. Позже кому-то пришла идея сделать его подразделением градообразующего предприятия, потом - передать в подчинение Южно-Уральскому управлению строительства (Челябинск-65), а в середине 80-х снова сделать самостоятельной организацией под названием Уральское управление строительства.

Конечно же, все эти метаморфозы не способствовали укреплению предприятия. Оно, ко всему прочему,  не имело даже собственной производственной базы.  А без крепкого «тыла» у строителей не было шансов на достижение  приличных результатов.


Между тем,  Министерство связывало  большие планы с нашим городом. Заместитель Министра А.Н. Усанов и главный инженер десятого главка В.И. Тузов ставили передо мной конкретную задачу: через  пять лет у строителей Златоуста – 36 должна появиться собственная производственно – техническая база. Пришлось срочно заняться процессом проектирования
БСИ (базы строительной индустрии). Практически весь 1988 год ушел на разработку технической документации.

К лету получил ордер на трехкомнатную квартиру. Позвонил жене,  решили,  что ремонт  делать пока не будем. Алина Семеновна попросила только привести квартиру в порядок (отмыть стены, окна, двери), что я и сделал.
В конце июня  отправился за семьей.  К этому времени уже был решен вопрос перевода дочери из томского медучилища  в уфимское.

Мы переехали в Златоуст – 36. Наконец - то семья была в сборе! Налаживали быт на новом месте. Решился вопрос об устройстве внука в ясли. Алина Семеновна  устроилась на работу в сметно-договорный отдел СМУ № 4. Только дочери пришлось остаться в Уфе, ей нужно было продолжать учебу.  

Этот переезд поставил точку в «сибирском периоде»  нашей семьи...
Кстати,  только через несколько лет я узнал любопытные детали моего перевода. Встретил как-то в Москве одного знакомого, рассказал ему,  что уже четыре года работаю на Урале и до сих пор недоумеваю, почему в министерстве было принято такое решение…  А он мне сообщает: «Так это же тебя Зоркальцев «продал» (В.И. Зоркальцев в те годы - первый секретарь Томского обкома)!

Я говорю: «Как «продал»?  Тот смеется: «А приехал  он к Рябеву  и что – то  у него попросил (Лев Рябев 19841986 — заместитель, 1-й заместитель Министра среднего машиностроения СССР, 19861989 — министр среднего машиностроения СССР).    Рябев предложил: «Слушай, у тебя
есть там такой Лубенец… Ты отдай его мне на Урал для укрепления кадров, а я тебе вопрос решу…».

Вот так, оказывается, я и попал на Урал!  На другой день после этого разговора  столкнулся с Зоркальцевым.  Он: «Ну, как дела? Где вы сейчас?». Говорю: «На Урале!  Вашими  «молитвами»! Вы же «сторговались» с Рябевым  и «продали»  меня туда!»  А он: «Ты уж не  обижайся! Мы укрепляли кадровый состав министерства! Так надо было…».

В начале 1990 года из Москвы поступила информация о том, что все Управления строительства Минсредмаша должны быть преобразованы в акционерные общества со стопроцентной принадлежностью государству. Эта тема была совершенно новой для всех без исключения, в том числе  и для меня.

Мы с Сергеем Борисовичем  Силиным частенько задерживались вечерами на работе, обсуждая грядущие перемены.  Одной из щекотливых тем были  выборы  руководителя АО. Сергей Борисович понимал, что его возраст может стать препятствием на пути к новому  посту (ему было 60 лет). Мы договорились между собой о том, что я пойду в избирательном списке под вторым номером.

Приближалась  конференция, и было понятно, что она не будет легкой для нас.
В списки для голосования были включены: С.Б. Силин, Н.А. Лубенец и И.Ф Павленко (новый заместитель Силина по общим вопросам, заменивший уехавшего в Москву А.П. Виноградова).

Процесс голосования был стихийным, одни и те же вопросы выносились на рассмотрение много раз. Большинство участников конференции проголосовали за  И.Ф Павленко. Для меня это стало неожиданностью, поскольку были нарушены кое - какие взаимные договоренности.  Я  прекрасно понимал, что  теперь
мне будет крайне сложно выстраивать  служебные отношения с Иваном Федоровичем.
Так и произошло. Силин остался без работы, а я продоложил  выполнять обязанности главного инженера.

Теперь я старался не вмешиваться в дела, которые не входили в круг моих профессиональных интересов.  Да и не приглашали меня в кабинет начальства без особой необходимости…  Я вдруг почувствовал, что нахожусь в  некотором вакууме…

1989 – ый  стал еще  одним годом, изменившим жизнь… Перестройка шла полным ходом.  Намечались первые альтернативные выборы депутатов городского Совета.
Приходит ко мне делегация жителей города (сотрудники ПТУ – 125, работники стройки), возглавляет ее ветеран Герман Николаевич Попов: «Николай Андреевич, надо пойти в депутаты!»  Я говорю: «Я уже там был!»  А он: «Надо пойти! Мы так считаем!»  Я говорю: «Ну, раз вы так считаете, пойду!» 


Дал  согласие на выдвижение своей кандидатуры, не смотря на то,  что понимал: в одну реку дважды не войдешь…

Прошли выборы, я стал депутатом и членом исполнительного комитета Совета народных депутатов Златоуста -36.

В июле 1991 года наша семья решила отправиться  к родителям  на новеньком  «Москвиче».  Это была  наша мечта! Мы и атлас уже купили, и зачитали его до дыр! Д
о родного села на Украине надо было проехать почти 2,5 тысячи километров. Мы все просчитали, все предусмотрели...   Я бы не сказал,  что в то неспокойное время мне было страшно  впервые отправляться в путешествие  на своей машине. Куда больше  беспокоили проблемы с бензином. Мы взяли на всякий случай с собой две канистры по 20 литров.

Все в этом путешествии казалось
нам новым, интересным!

Конец июля. В машине - жара. Поскольку  кондиционера в "Москвиче" не было, охлаждались в попутных водоемах. Настроение было прекрасное!  Между Жигулевском и Сызранью жена напомнила:
«Из этих краев - мои предки. Бабушка – из Печерска. Давай, заедем!" Заехали. Потом купались в Волге.

До Тамбова засветло доехать  не успели и решили остановиться на ночлег в чистом поле, вернее, на автомобильной стоянке. У нас с собой была печка «Шмель», мне ее подарили друзья в Томске. Я никогда ей  не пользовался, повода не было.  С грехом пополам мы эту печку раскочегарили и сварили суп. А потом устроились на ночлег в машине.


К нам подошел водитель грузовика и поинтересовался, есть ли у нас оружие… Я сказал, что есть топор. Шофер дал совет: «Если возникнут проблемы, поднимайте шум! Сигнальте! У меня есть оружие». Встреча с «лихими» людьми в то время была обычным делом.

 Я  - «жаворонок», проснулся рано и потихоньку поехал…  Миновали  Тарханы,  Лермонтовские места,  Тамбов и Липецк…

Хорошо, что взяли с собой бензин.  С заправками были  проблемы, а наш «Москвич» съедал 8.5 литров каждые  сто  километров. Но
ехал бодро! 

За сотню километров, от Грайворона до  Ахтырки, не встретили  ни одной машины.  А когда едешь ночью по незнакомой дороге,  да еще первый раз, кажется, что  движешься  неизвестно куда! И вот - едем-едем …  Никогда не забуду эту картину: огромная луна, затяжной подъем, слева - желтое поле подсолнухов, и на этом фоне -  МАЗ  у  обочины...
Остановился, постучал в кабину, извинился, спросил, как добраться до Лохвицы.  Шофер сказал, что еду правильно. 

У ворот родительского дома появились  часа в четыре  утра. Сначала заехали во двор и только потом постучали в окно. Собаки залаяли.  Помню, как ошеломлены и счастливы были родители, не подозревавшие о нашем приезде!


Отпуск пролетел быстро.  Каждое утро, часа в четыре,  я уходил косить.  Старался успеть до жары, по росе...   В семь  утра  Аленушка приносила мне на покос молока или воды.  Потом и Славик прибегал.  Ну,  а когда наступало пекло,  можно было передохнуть.

Ashampoo_Snap_2013.05.19_23h11m03s_049_

IMG_0015

Отец  в то время уже болел и работать  не мог.  Однажды он пожаловался на боли в груди, мама отправила его к врачу. Выяснилось, что у него инфаркт.  Отца   положили на алюминиевую каталку,  прикрытую одной простыней,  и оставили в коридоре больницы, на сквозняке.  К инфаркту  добавилось еще  и воспаление легких!  Отец  долго лежал в больнице, но  восстановиться уже не смог... 

IMG_0013

IMG_0002

Ashampoo_Snap_2013.05.17_02h11m55s_009_

Я так подробно остановился на этой  поездке, ибо  она оказалась последним путешествием  по  стране, называвшейся  СССР.  Через несколько месяцев   «Союз нерушимый республик свободных» останется в истории.

Даже там, на отдыхе в родных местах, я постоянно чувствовал какую- то  тревогу. Было ощущение, что со страной происходит что – то неладное…  Что в ближайшее время этот кризис разрешится чем – то неожиданным, непредсказуемым для всех нас…
Даже в закрытом городе  уже  были введены талоны на продовольственные и промышленные товары, а потом - на спиртное, сигареты… Возникли перебои с бензином! И это - в ЗАТО, где люди до сих пор не знали, что такое «дефицит»! Где со снабжением никогда не было проблем!

Тревога усилилась, когда, проехав почти половину страны,  мы поняли, что такие же  проблемы – всюду: нехватка бензина на АЗС, голые полки магазинов, погруженные во тьму населенные пункты Белгородской области, Украины…  Было ощущение начала конца. Страна стояла на пороге каких – то необратимых процессов...

Когда стали собираться домой, на Урал, отец, сидя на крыльце,  требовал, чтобы мы взяли с собой как можно больше продуктов. Родители были уверены, что таким образом они оградят нас от кризиса! И были очень довольны, когда я, сдавшись,  под завязку забил машину домашней снедью (вплоть до багажника на крыше!).

Возвращались домой в августе 1991 года...

Продолжение следует

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
(Anonymous)
Jun. 9th, 2015 04:40 pm (UTC)
матушки изработанные - руки трудяг!
( 1 comment — Leave a comment )

Profile

nikolaylubenets
nikolaylubenets

Latest Month

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek