?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

На изломе времен - 10

Как известно, "времена не выбирают, в них живут и умирают". Но в любую эпоху у каждого из нас есть возможность поиска собственных траекторий жизни. Мы выбираем дороги и тех, с кем хотелось бы по ним пройти. А потом называем этот выбор "судьбой".
И, конечно же, у каждого  из  нас, сосуществующих на одном историческом отрезке, своя оценка эпохи. Из тысячи деталей, обстоятельств, "мелких подробностей"  личной жизни отдельных людей выстривается история страны...
Время - одно, мы - разные.
И эти воспоминания -  мой взгляд на то, что происходило со страной и всеми нами на изломе времен...


НА ИЗЛОМЕ ВРЕМЕН (рабочее название)

Начало:

http://nikolaylubenets.livejournal.com/54552.html

IMG_0024 (2)
Справа: Министр В. Михайлов, вице-премьер С.Шахрай, Н.Лубенец. Фото из личного архива Н. А. Лубенца

1998 год стал переломным в судьбе города.
К этому  времени  в Трехгорном  зарегистрировалось  около  460 предприятий, получивших налоговые льготы.
В  том  же году  городским  Советом депутатов была  утверждена  первая  инвестиционная программа развития  Трехгорного.  

Забегая вперед, напомню,  что  с 1997 по 2000 годы в Трехгорном было создано 26 предприятий и 1738 рабочих мест.
Рост объемов промышленного производства ежегодно составлял более 70 процентов, а уровень безработицы сократился в два раза (918 бывших заводчан смогли  найти работу на новых предприятиях Трехгорного).
Уже в 1999 году город перестал нуждаться в дотациях из федерального бюджета.





Мы смогли  обеспечить  работой  не только трехгорненцев,  но и больше трех  тысяч  жителей соседних городов.

Еще в 1996 году Трехгорный сумел завершить все долгострои советского времени.  Тогда же была создана единая  для всех горожан очередь на получение бесплатного жилья.  Более того,  при поддержке  губернатора  нам удалось  изменить  учетную  норму  площади   на одного человека (с  6 кв. м.  -  на 7 кв. метров).  Это  позволило значительному количеству трехгорненских семей встать в очередь на получение  квартир.



Строительство велось в те годы очень активно. За несколько лет  многие  районы города изменились  до неузнаваемости!  Десятки семей получили жилье в новых многоэтажках.  Казалось, еще немного, и очередь будет ликвидирована совсем!  



Финансовое положение  города улучшалось.  А вот завод, к сожалению, был просто в катастрофической ситуации. Мы делали все возможное  чтобы поддержать ПСЗ: давали работникам завода  отсрочки по оплате жилья и коммунальных услуг,  предоставляли  заводу  займы из городского бюджета, отсрочки по уплате налогов. 

Всегда задают вопрос: «Лубенец, а если бы ты предвидел или знал, то, что случится с тобой потом, как бы поступил?».  Да точно так же бы поступил!  Точно так же!  Иначе бы удержать под контролем ситуацию не удалось!  Ведь многие уже забыли,  что атомщикам в те годы не выплачивалась зарплата,  и целые делегации стояли зимой у стен Минатома.  И  было время,  когда там, на Ордынке,  вместе  с заводчанами  стоял в знак солидарности и я. Все это было…

Я не знаю, чем бы все это закончилось,  если бы на федеральном  уровне, законодательно, не было дано право закрытым городам  предоставлять налоговые льготы предприятиям.

Когда команда реформаторов пришла к управлению страной, конечно, у них были благие намерения. Но  тезис «рынок отрегулирует экономику»  не сработал и никогда не сработает без государственного вмешательства. Об этом говорят все ученые.  Трехгорный  шел  тогда неизведанным путем, пытаясь вслепую искать выход. А его надо было искать! Ситуация на заводе была на пределе! В  1996 и 1997 годах это понимали и члены правительства РФ, и депутаты Государственной Думы.

IMG_0019 (2)
Н. Лубенец, Ю. Лужков, С. Сулакшин. Фото из личного архива Н. А. Лубенца

В те годы я уже был знаком с руководителями фракций Государственной Думы: Николаем Рыжковым, Геннадием Зюгановым,  Владимиром  Жириновским.  Очень много  работали в эти годы и со Степаном Степановичем Сулакшиным (депутат Государственной Думы РФ I и II созывов (1993-99 годы), заместитель председателя Комитета по промышленности, строительству, транспорту и энергетике),  возглавлявшим  направление,  связанное с  ЗАТО.  Он, очень грамотный,  мудрый человек, довольно  много сделал  для наших городов в те годы.  В частности, Сулакшин  был  сторонником  предоставления  закрытым городам  налоговых льгот.

IMG_0023 (2)
Н. Лубенец, С. Шахрай. Фото из личного архива Н. А. Лубенца

Именно тогда появились вопросы о предоставлении налоговых льгот ЗАТО, о возможности привлечения этими
городами инвестиций.  Другого варианта не было! 




IMG_0003 (2)
"Дни России" на  Украине.  На фото: Н.Лубенец, В.Черномырдин, Л. Кучма.

IMG_0025 (2)
Подписание Соглашения о сотрудничестве между ЗАТО России и США. Фото из личного архива Н. А. Лубенца

Я хорошо  знал ситуацию в закрытых городах, так как был президентом Ассоциации ЗАТО, членом Совета при Президенте РФ  и мэром города. В то время механизм предоставления налоговых льгот реализовывался во всех ЗАТО. 
Как и любой нормативный акт, этот закон тоже имел свои недостатки.  А мы руководствовались тем,  что было в нем написано. 
Городской  Совет депутатов утверждал  условия  предоставления льгот,  а правом  предоставлять их  наделял  главу.
Депутаты Трехгорного принимали решения  (это было их право  в соответствии с законодательством РФ), а я, как «исполнительный орган», их осуществлял.

Я  очень признателен депутатскому корпусу  того времени и секретарю городского Совета Евгению  Жданову  за поддержку  первой  инвестиционной программы  развития нашей территории.

Мы системно,  публично (на региональном, областном, федеральном и международном уровнях) показывали,  что можно сделать при желании в отдельно взятом малом городе.



IMG_0020 (2)

IMG_0026 (2)



IMG_0001
Москва, ВВЦ, выставка ЗАТО. Фото из личного архива Н. А. Лубенца и Н.П. Пищиты

Мы ничего не скрывали!  И Правительство РФ,  и Совет Федерации,  и Госдума – все были довольны результатом нашей работы!
В Трехгорном проходило тогда множество официальных мероприятий самого высокого уровня, и всем  гостям  мы демонстрировали нашу продукцию. 




Понятно, что всякая система хороша для своего времени...  У каждой есть определенный жизненный цикл. Она может работать несколько лет, а  потом должна быть трансформирована в какую – то другую модель экономических отношений.  Вот  такая «модернизированная»  система и появилась в Трехгорном  в 2000 году.  Как появилась?

IMG_0010
Фото из личного архива Н.П. Пищиты
В 1999 году мы просидели фактически неделю в правительстве РФ, решая этот вопрос. 
Однажды, поздним вечером, когда я был еще на рабочем месте (администрация Трехгорного каждый день работала  допоздна), из приемной вице – премьера Виктора Борисовича Христенко раздался звонок, он попросил  быть у него  в 11 часов утра.  Я сразу  же выехал в аэропорт Уфы.

Мы проговорили с Христенко, наверное, часа два.  Вдвоем.  Пришли к выводу, что существующую систему льготного налогообложения ЗАТО надо менять, так как она себя изжила.  Систему, которая действовала пять лет…  Но как менять?  На что менять? 




Этот вопрос мы обсуждали неделю (то в правительстве, то в Минфине у Кудрина, то большим составом, то  малым) и пришли к выводу,  что систему надо менять, но без ущерба для развития закрытых городов. Тогда и возникла идея: «А давайте, мы разработаем в городах программы социально - экономического развития и представим Правительству РФ… Правительство пусть корректирует их,  делает замечания…  Надо утверждать программы и двигаться дальше».
Кстати, тогда Государственная Дума не приняла проект Закона о бюджете на 2000 год из-за проблем с ЗАТО.  Все ждали итогов этой встречи.

А Трехгорный, действительно, стал первым городом в России, разработавшим Программу социально – экономического  развития.  Хотя,  по сути,  мы начали эту  работу еще  в 1996 году. У нас уже был такой план!  И, надо отдать должное Совету депутатов того времени, его  председателю Евгению Жданову, он действительно  был сторонником такого развития. 

Первую программу СЭР Трехгорного утвердили  депутаты,  она  прошла через правительство Челябинской области, ЗСО,  Минатом, Правительство РФ. 

На 95 процентов программа финансировалась за счет средств городского бюджета (налоговых и неналоговых доходов).  Мы не отделяли себя от завода. Никакого дискомфорта в отношениях с руководителями нашего градообразующего предприятия я никогда не испытывал. Все вопросы решались нормально.  Думаю, не стоит  городу и заводу выяснять, кто из них главнее на данной территории. Надо смотреть, кто и что реально делает для развития ЗАТО, и в  полную ли меру использует имеющиеся возможности.

Кстати, часть предприятий, созданных в рамках инвестиционной программы,  разместилась тогда на свободных площадях ПСЗ. Высвобождающиеся работники  завода находили там работу.




В 1998 году мы  приняли решение о выделении 500 миллионов  рублей на техническое перевооружение  градообразующего  предприятия.  Этот шаг  был  «революционным» для тех лет.  Таких  вариантов  поддержки  не существовало  ни в одном ЗАТО. 

Ключевым проектом первой городской инвестиционной программы был ГЛК «Завьялиха».  Одновременно  со строительством горнолыжного комплекса мы осваивали производство акриловых ванн,  гидроциклов, армированной сетки,  труб  из полипропилена,  телекоммуникационного  оборудования, обуви, тротуарной плитки,  черепицы, пропантов, аккумуляторов и многого другого. Было даже предприятие по обработке безазотных алмазов.





Трехгорный сотрудничал с  ведущими уральскими ВУЗами, помогая  талантливым инженерам внедрять свои  разработки в жизнь.  Город владел двумя вертолетами, которые  работали по линии  ООН в разных точках мира. На территории  Юрюзани  мы строили  предприятие по выпуску промплиты и ламинированного паркета.  И если бы тем, кто руководил городом позже,  удалось довести этот проект до ума, все леспромхозы Горнозаводского региона (от Аши до Кыштыма) были бы обеспечены  заказами  по заготовке неделовой древесины для производства вышеупомянутой продукции.

Кроме того,  администрация Трехгорного получила от ряда бизнес - структур предложение  стать совладельцем заправочных комплексов, расположенных в  пятнадцати  субъектах РФ.  От города требовалась  финансовая поддержка процесса   модернизации  160 – ти  АЗС .  Взамен  владельцы заправочных комплексов  обязались ежегодно (до завершения процесса реконструкции) перечислять  в бюджет  Трехгорного  около  200 миллионов  рублей.  Соглашение вступило в силу  в  2000 – ом  году, и уже в 2003 -ем город стал получать  долю прибыли от работы АЗС.
Увы, в 2007-2008 годах заправочные комплексы были проданы с рассрочкой платежа на пять лет!
Заправки мы "проели", как и многое другое! В 2013 -ом году городом были получены последние платежи.

Был и еще один перспективный проект - строительство аэропорта в поселке Тюбеляс  (для туристов, приезжающих  на  ГЛК «Завьялиха»). Разрешение на возведение этого объекта было уже получено. Нам удалось согласовать  проект со всеми инстанциями самого высокого уровня. Почему не построили?  Этот вопрос стоит задать тем, кто сменил меня на посту главы города в 2005 году .

В 1999 году ситуация  в экономике Челябинской  области  была по – прежнему  сложной, и губернатор  обратился  к Трехгорному  с просьбой  о помощи.  Не было денег на выплату долгов по зарплате шахтерам. И мы перечислили около 200 миллионов  рублей в бюджет Челябинской  области!

Более того, Петр Иванович  Сумин  поднял как - то в областном правительстве  тему  поддержки нашей губернии за счет средств ЗАТО. Обсуждали.  В конце концов пришли к выводу, что данный шаг  должен быть одобрен для начала Минфином  РФ. Самим нам эту задачу не решить.  Напомню, что в те годы у закрытых городов  отсутствовали межбюджетные отношения с областью.

На встрече с  Министром финансов РФ Михаилом Касьяновым, где  присутствовали губернатор П. И. Сумин и его «замы»,  я  доложил, что Трехгорный  готов  передать  в  областную казну  от миллиарда  до полутора миллиардов  рублей.  Касьянов выслушал, улыбнулся и говорит: «Это, наверное, первый и последний случай в истории  Министерства финансов, когда нас просят отдать  в чужой бюджет собственные деньги!».  Разрешения Минфина  на поддержку области  мы тогда не получили.  Поскольку был уже конец года, эти деньги мы направили на выполнение городской Программы социально – экономического  развития.

Продолжение следует

Profile

nikolaylubenets
nikolaylubenets

Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek