?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

НЕ ВСЯКОЕ «УБЫВАНИЕ МОНОГОРОДОВ» ПОЛЕЗНО ДЛЯ СТРАНЫ
(продолжение)

Часть вторая
ТРЕХГОРНЫЙ.  "ФАЗЫ АДАПТАЦИИ"

В конце сороковых годов прошлого века государство  приступает к реализации  «атомного проекта». На Южном Урале начинается строительство «почтовых ящиков» (ЗАТО). До тех пор, пока стране нужен «ядерный щит», все идет нормально. Но в 90 –х годах двадцатого века страна круто меняет идеологию и берет курс на конверсию. Предприятия, лишившись оборонных заказов и государственного финансирования, оказываются на грани выживания. Замораживается строительство жилья. Все заводские объекты социальной сферы передаются в муниципальную собственность, рабочие месяцами не получают заработанных денег. 
Социалистическая система хозяйствования больше не годится к применению. А как вести себя в рыночной экономике еще не знает никто.

Все мы оказались тогда в одинаковой ситуации. Когда конверсия обесценила  оборонные проекты, моногородам нужно было срочно придумывать что – то новое, альтернативный вариант выживания!  И в кризис 90-х годов Трехгорный стал одним из первых городом в России, разработавшим  и внедрившим в жизнь первую Программу социально – экономического  развития территории с монопрофильной экономикой.

Как человек, лично участвовавший в процессах становления и развития системы органов  местного самоуправления ЗАТО, переживший вместе с городом самый сложный период его жизни, могу сказать, что моногорода не выживут сами по себе.


Вдохнуть жизнь в них может только долгосрочный государственный проект (проект при поддержке государства).
Мое видение  стратегии ЗАТО формировалось  во время  многолетней работы на посту главы Трехгорного, в должности президента Ассоциации закрытых административно-территориальных образований Минатома РФ и  члена Совета по местному самоуправлению при Президенте РФ.  Мне довелось лоббировать интересы  жителей закрытых городов в министерствах РФ, Государственной Думе и правительстве РФ. 


Например, в начале 90-х годов мы (главы ЗАТО) столкнулись с тем, что в стране отсутствует законодательство, регулирующее жизнь закрытых городов. Есть только инструкции. И мы шаг за шагом, при поддержке Верховного Совета, пытались создать законодательную базу для наших городов. И гордились тем, что именно нам удалось это сделать.

Сегодня, надеюсь, не надо никого убеждать в целесообразности развития закрытых городов.  НО раньше, 17 лет назад, нам нужно было придумывать инвестиционную программу с нуля и доказывать правительству РФ, что такая программа необходима ЗАТО! Нам нужно было ее «пробивать», идти дорогой,  по которой до нас никто не ходил!

Трехгорный стал одним из первых моногородов России, сумевших  вовремя разглядеть призрак надвигающейся социальной катастрофы и приступить к диверсификации экономики.

Когда на  градообразующем предприятии  значительно сократились объемы госзаказа, ситуация требовала принятия срочных мер по трудоустройству высвобождаемых специалистов. Уровень безработицы в Трехгорном подскочил до 10 — 12 процентов!

Руководители области и страны понимали, что в таком городе, как наш, решение проблемы безработицы надо искать немедленно! Социальная напряженность недопустима! В сложнейшую для страны "эпоху перемен", когда большинство городов и предприятий пытались просто выжить, спастись от нищеты любой ценой, Трехгорный поставил перед собой амбициозную задачу - добиться экономической  самодостаточности.


Первая фаза адаптации: «Системный кризис в стране вызывает системный кризис в ЗАТО. В период 1991-2000 годов начинается процесс адаптации ЗАТО к условиям рыночной экономики. Ключевые факторы адаптивного поведения  -  ответственность за будущее руководителей и активного ядра специалистов ЗАТО г. Трехгорный, способность к анализу его внешней и внутренней среды, поиску и нахождению необходимых ресурсов......для вывода ЗАТО из системного кризиса " (из монографии «Атомный город: путь в будущее», Л.В. Коваль, А.П. Дубнов, Челябинск, 2002 год).

Приоритетными направлениями работы трехгорненской администрации стали в то время:

•           оказание содействия техническому перевооружению и развитию научно-технического и производственного потенциала градообразующего  предприятия «Приборостроительный завод»;
•           развитие предприятий и организаций города в гражданской области деятельности, создание высокоэффективных производств, выпускающих импортозамещающую продукцию;
•           охрана здоровья и социальная защита населения;
•           обучение сотрудников предприятий и повышение их квалификации;
•           возврат средств инвестированных в проекты в муниципальный бюджет в виде налогов;
•           создание высокоэффективных производств;
•           создание новых предприятий различных форм собственности;
•           поддержка городских  предприятий и организаций.



В конце 90-х годов Трехгорный взял курс на диверсификацию экономики, создав  десятки новых предприятий. Деньги вкладывали в те проекты, от которых можно было получить быструю отдачу. Для того, чтобы обеспечить работой как можно больше горожан  и сохранить интеллектуальный потенциал города, предприятия создавались и  на базе Приборостроительного завода.

Из множества идей мы пытались выбрать самые перспективные проекты. Наукоемкая продукция новых произвдств довольно успешно продавалась, предприятия зарабатывали деньги и  возвращали городскому бюджету вложенные в них средства.

Полученные деньги город не «проедал», а направлял на поддержку  новых проектов. Уже в 2000 –м году  Трехгорный  ушел от дотаций из федерального бюджета. Кроме того, значительная сумма (около 200 млн. руб. ежегодно) стала поступать в бюджет города от использования муниципальной собственности (АЗС).

С 1997 по 2000 год было создано 26 предприятий и 1738 рабочих мест. Уже через три года рост объемов промышленного производства в Трехгорном составил более 70 процентов, а уровень безработицы сократился в два раза (918 бывших заводчан смогли найти работу на новых предприятиях Трехгорного). Более того, ЗАТО предоставляло в этот период работу трем тысячам жителей соседних моногородов.

Решая задачи занятости населения моногорода, одновременно Трехгорный изо всех сил стремится приблизиться к уровню комфорта рядового европейского города. В ЗАТО активно возводилось  жилье (более 200 тысяч квадратных метров за несколько лет), строились дороги и другие объекты социальной сферы. В это же время закрытый город строит первый на Урале горнолыжный курорт европейского уровня ( «Завьялиха»).

Трехгорный стал первым российским городом, добившимся  экономической независимости. Уже в 1999 году город - завод перестал нуждаться в дотациях из федерального бюджета. Он научился зарабатывать деньги!

Во время ежегодных процедур согласования проектов городского бюджета  руководство Минфина РФ (А. Кудрин, С. Игнатьев)  задавало трехгорненским властям только один вопрос: «Как идет реализация программы?». Денег из федерального бюджета мы не просили.

Егор Строев, председатель Совета Федерации (из интервью журналистам Трехгорного, 1999 год):
"От Правительства РФ, от Федерального Собрания РФ я хочу выразить искреннюю благодарность за развитие интеллектуального потенциала и в России, и в вашем городе!  Спасибо вам за тот оптимизм, который вы сохранили в самые тяжелые времена! Дай Бог, чтобы все у вас получилось и дальше! Нам нужен сегодня интеллектуальный прорыв! Сама жизнь кричит об этом! Кто его может дать? Это те специалисты, которые работают в закрытых городах. Сегодня мы пришли в рынок, и впервые дана возможность  закрытым городам показать свои творческие возможности в решении многих вопросов "гражданской" жизни. И мы видим, как все преобразилось! Вот, посмотрите на связь! Мы привыкли, что немцы делают что – то, японцы… И вдруг мне жители Трехгорного говорят: «Мы делаем пятое поколение связи!» Мы обязаны обогнать Запад по диагонали, не повторяя того, что они уже проходили! Мы никогда их не догоним, мы можем их обойти только по диагонали, делая совершенно эксклюзивную продукцию, вырываясь на технологии 21 века!"

Вторая фаза адаптации к рынку «характеризуется новым уникальным типом поведения руководителей и активной части населения ЗАТО, поиском и открытием нового источника финансовых ресурсов для городского бюджета....В программе развития .... ключевым субъектом выступает Администрация ЗАТО, которая интегрирует сразу несколько функций. Она инициирует, ищет, отбирает, инвестирует, контролирует проекты. Администрация привлекает инвесторов, используя возможности льготного налогообложения, способствует созданию новых бизнес - структур" (из монографии «Атомный город: путь в будущее», Л.В. Коваль, А.П. Дубнов, Челябинск, 2002 год).

Третья фаза адаптации начинается с 2000 года. Она связана с отменой государством основных налоговых льгот для ЗАТО.

Николай Иванович Рыжков, депутат Госдумы  (интервью журналистам Трехгорного, 2000 год):
"Я не скрываю того, что в некоторых министерствах и ведомствах страны сегодня существует двоякое отношение к ЗАТО, отрицательное отношение. Они считают, что те льготы по налогобложению, которые предоставляются сегодня закрытым городам, неправомерны. И нам  приходится  отбиваться…В Минфине есть такие люди, которые считают, что напрасно ЗАТО даются такие льготы. Мы много раз ставили вопрос ребром. Я уже говорил в Минфине, что если у государства есть деньги на полное бюджетное финансирование десяти городов Минатома, пусть государство даст им эти деньги, и они  спокойно живут, не зарабатывая деньги инвестиционными проектами, не пользуясь налоговыми льготами.  Но у государства же денег нет! Да и завтра такой возможности у государства не будет! И все это знают прекрасно!  Выходит, с одной стороны, у них нет денег содержать нашу науку и оборонку, а с другой стороны упрекают ЗАТО в том, что они пользуются какими – то льготами!.
Но мы не даем окончательно добить эти закрытые города. Хотя, знаем, что есть в Думе люди, которые хотели бы, чтобы этих десяти городов не было совсем! Мы чувствуем, что есть такие силы, которые хотят, чтобы не было закрытых городов, чтобы они умерли… Поэтому нам надо поддерживать гражданскую промышленность закрытых городов…И после этой выставки, мне кажется, отношение к закрытым городам изменится. Такой показ продукции предприятий станет серьезным аргументом в споре о целесообразности и формах финансирования конверсионных программ».


У каждой экономической системы есть определенный жизненный цикл, она хороша только для своего времени и может работать несколько лет, а потом должна быть трансформирована в какую – то другую модель экономических отношений. Именно такая модель и появилась в 2000 году. В ее разработке мне довелось принять личное участие.

В 2000 году мы неделю обсуждали с Кудриным и его командой всевозможные варианты финансирования моногородов и пришли к выводу, что каждый закрытый город должен разработать и представить в Минфин свою программу социально – экономического развития. А у Трехгорного, по сути, уже была такая программа! Мы занимались созданием конверсионных  производств с 1996 года!

Программа социально-экономического развития  г. Трехгорного на 2000-2004 годы была утверждена  Постановлением городского Совета депутатов №52 от 25.12 1997 года " Об основных направлениях социально-экономического развития города Трёхгорного на 1997-2000 годы", Постановлением Правительства РФ от 30.06.2000 года №486 " Об утверждении  программ развития закрытых административно-территориальных образований ... на 2000 год" и  Постановлением Правительства РФ от 07.09.2001 года).

Эта программа предусматривала: осуществление 33 инвестиционных проектов, создание 2518 рабочих мест и увеличение объема продажи продукции и услуг до 5 млрд. рублей в год. Ожидаемый экономический эффект: более 413 миллионов рублей, ежегодно поступающих в городской бюджет (при условии выхода предприятий на полную производственную мощность).

Результат Инвестиционной программы Трехгорного (с 19997 по 2004 годы):
•           50 предприятий с муниципальной долей собственности и более 1700 новых рабочих мест;
•           с 2000 по 2004 годы этими предприятиями  в бюджеты всех уровней  перечислено 1 268 970 000, 00 рублей (в том числе налоговых платежей – 595 870 000, 00 рублей + 673 100 000, 00 рублей составили доходы от инвестиционной деятельности);
•           большинство молодых предприятий Трехгорного должны были выйти на проектную мощность к 2007 – 2011 годам.

Пятая фаза адаптации (2005 - 2011 годы) предполагала развитие предприятий и выход  на полную производственную мощность. Но, увы, дожить до этого времени было суждено не всем. Что случилось на "пятой фазе"?

До 2005 года предприятия работали вполне нормально, постепенно набирая обороты. А потом случилось странное. После смены руководства города в 2005 году  на молодые предприятия Трехгорного вдруг напал "мор".
С  2005 по 2012 годы из 50 предприятий подверглись процедуре банкротства или были проданы:
3 предприятия  -   в 2005 году;
15 предприятий – в 2006 году;
11 предприятий -  в 2007 году;
3 предприятия - в 2008 году;
2 предприятия - в 2009 году;
2 предприятия - в 2010 году;
1 предприятие - в 2011 году;
1 предприятие -  в 2012 году.

Что стало причиной массовой гибели новорожденных предприятий? На этот вопрос я ответить не берусь. Думаю, что это прерогатива «компетентных органов».

Приведу лишь несколько примеров.
Значительное  количество муниципального имущества (на сумму более 2 млрд. руб.) было передано в ноябре 2007 года должностными лицами ОМСУ коммерческим структурам без проведения оценки, процедуры, предусмотренной законом (ФЗ от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»). Отчуждение другого муниципального имущества (акции нескольких прибыльных компаний) в пользу коммерческих организаций проходило также с нарушением вышеуказанного закона и решения Собрания депутатов г.Трехгорного от 18.10.2005 №62. 

Еще один пример. Новый руководитель муниципального учреждения «Центр поддержки предпринимательства и развития конкуренции» приобрел почти за 300 миллионов бюджетных рублей по указанию должностных лиц ОМСУ простые векселя «липовых» компаний. «…В  реестре муниципальной собственности в составе финансовых вложений, как по состоянию на 01.01.2011, так и по состоянию на 01.01.2012, не нашло отражение приобретение у ООО КБ «Банк Корпорации Резервных Фондов» (г. Москва) 35 векселей открытых акционерных обществ общей стоимостью 294210 тыс. руб. со сроком погашения в декабре 2007 года. Договор купли-продажи векселей от 23.09.2005 №74/пр-в заключен…в нарушении ст.70  Бюджетного кодекса, при отсутствии решения Собрания депутатов (в редакции Бюджетного кодекса, действовавших в период заключения договоров), за счет средств бюджета.» (из Пояснительной записки к отчету о деятельности Контрольно-счетной палаты города Трехгорного). Векселя не погашены, да и должники исчезают. Увы, никакой правовой оценки за эти годы вышеуказанные действия не получили. 

С 2005 - 2006 годов, Трехгорный постепенно утрачивает завоеванные  позиции в разных сферах жизни. Некогда «эталонный моногород» считается сегодня «середнячком» а армии своих собратьев. Бюджет  ЗАТО сжимается с каждым годом. Источник собственных доходов  мелеет.  Уже сейчас Трехгорному не хватает денег на самые неотложные нужды. Стратегия «оптимизации расходов», которой придерживались власти Трехгорного последние годы, предусматривала продажу  муниципального имущества, сокращение  рабочих мест, слияние городских организаций, но только не поиск новых источников заработка! Все это привело к деградации  муниципального образования. Политика «оптимизации  расходов», пришедшая на смену стратегии развития, не помогла решить проблемы города.

На мой взгляд, бороться с кризисом в моногородах, нужно иначе. Как? Если нет денег, их надо заработать! Иного рецепта нет. 
А, между тем, есть два серьезных повода, требующих сегодня от руководства Трехгорного переосмысления своих представлений о «достижимом» и «недостижимом» в сфере экономики ЗАТО.

Впервые за много лет закрытые города оказались в перечне приоритетных направлений развития Челябинской области. Предполагается, что их научно – технический потенциал может стать одной из «точек опоры» нашей экономики. Во всяком случае, это дал понять в своем выступлении Борис Дубровский, знакомя южноуральцев со  Стратегией социально-экономического развития нашей губернии до 2020 года: «Мы до конца не оценили возможности наших закрытых городов и предприятий оборонно-промышленного комплекса. У нас закрытых городов три, я был поражен уровню компетенции, технологий в этих городах…» (http://gubernator74.ru/news/boris-dubrovskiy-predstavil-skorrektirovannuyu-strategiyu-2020-15420)

Кроме того, у ЗАТО есть еще одна серьезная мотивация для корректировки  долгосрочных «планов на жизнь».
До 1 июля 2014 года (http://www.minregion.ru/news_items/4167?locale=ru) закрытые города должны разработать комплексные программы развития. Этот срок установлен Президентом РФ («перечень поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина по вопросам развития закрытых административно-территориальных образований» от 17 февраля 2014 года).

С какими проектами, какими идеями свяжет Трехгорный свое будущее? Какой путь выберет?
Наш город отнесен к той группе закрытых городов, где предполагается индустриальное развитие территории. Что это значит? 

«Вариант индустриального развития базируется на следующих ключевых особенностях:
1. Градообразующее предприятие устойчиво развивается, при этом численность занятых на предприятии уменьшается - как следствие создается резерв квалифицированных кадров;
2. Градообразующее предприятие в перспективе сохраняет свой производственный профиль, требующий обеспечения особого режима безопасности, в данном варианте упразднение особого режима функционирования ЗАТО не предусмотрено;
3. Для развития округа имеется определенный резерв производственных площадей и мощностей инфраструктурных объектов (энергетика, вода, тепло, водоотвод, транспортные коммуникации;
4. Округ имеет относительно развитую социальную инфраструктуру, в связи с чем переселение значительной части населения ЗАТО экономически нецелесообразно».

Планируется, что КПР будет осуществляться при помощи ГК «Росатом», федеральных, областных и местных  властей. Что нужно сделать нашему моногороду для того, чтобы получить финансовую поддержку? Трехгорный, как и другие ЗАТО, должен разработать жизнеспособную программу социально – экономического развития и представить ее в Минфин РФ и ГК «Росатом».


Сегодня все наши коллеги (ЗАТО) проектируют будущее своих городов на ближайший десяток лет. И уже сейчас, на первой стадии разработки комплексных программ развития моногородов, видно, кто и как будет существовать. Чем амбициознее задачи, которые ставят перед собой руководители муниципалитетов и градообразующих предприятий, тем больше шансов у населения этих территорий  увидеть "прекрасное далеко" не только на бумаге.

А путь в "светлое будущее" у наших городов, как известно, один: диверсификация монопрофильной экономики. Разница только в том, что для одних  "диверсификация" -  это организация "торговых точек", а для других -  создание  технопарков.

Судя по разным приметам, экономику страны ждут непростые времена. Я не сторонник теории, гласящей о том, что в период кризиса можно построить успешную экономику в отдельно взятом муниципальном образовании. Но, зная историю России, уверен, что каждый малый город может и должен бороться за свое существование.

Нам придется приложить максимум усилий для сохранения  достижений прежних поколений трехгорненцев и создания новой экономической модели развития ЗАТО, которая  позволила бы городу достойно жить в любые времена. 

Городу нельзя замыкаться на экономике одного предприятия. Это опасно! Никто не сомневается в том, что градообразующее предприятие играет огромную роль в ЗАТО, но даже если оно будет работать сверхприбыльно, городу не хватит этих денег для нормальной жизни.  А вдруг государство (как это уже было) перестанет испытывать потребность в той продукции, которую выпускает градообразующее предприятие? Что тогда делать будем? Вот поэтому у моногорода должна быть «подушка безопасности» в виде других  предприятий.

Почему я убежден в том, что если чего - то захотеть и начать действовать, можно изменить жизнь города, в котором живешь? Дело в том, что эта теория уже  была проверена нами (командой администрации Трехгорного 1991 – 2005 годов) на практике, в экономический кризис  90-х годов.

Я уверен, что создание и лоббирование на федеральном уровне грамотных долгосрочных программ  социально – экономического развития  -  это единственный путь по выходу из кризиса для городов с монопрофильной экономикой. Иного не дано! Предпосылки для развития экономики должны создавать люди! Глава города не имеет права говорить людям: «Нет денег»!  Если «нет денег», значит, их надо заработать!

Чтобы добиться успеха, город должен сделать ставку на профессионалов. Управление муниципалитетом – это специфическая отрасль экономики! Самая успешная стратегия развития обречена на провал, если городом управляют дилетанты. Ведь никто не доверит проведение  сложнейшей операции  человеку,  заявившему, что вчера он купил в магазине скальпель, и теперь он – хирург! Даже если человек искренне уверен в успехе операции, больного ему не спасти! Так почему же УПРАВЛЕНИЕ ГОРОДОМ (а по сути, УПРАВЛЕНИЕ СВОЕЙ СУДЬБОЙ) люди с легкостью доверяют дилетантам? 

Если каждый малый город России будет успешно работать, хорошо будет жить все государство. Но для этого нужно выстроить такую систему управления, чтобы она работала на всех уровнях! Надо и поручения давать грамотные и контролировать их выполнение. З
аконы – это те же дорожные знаки!  Либо закон должен быть написан так, чтобы он выполнялся на всей территории страны, либо надо его отменить!

Считаю, что к уральским моногородам нужно относиться как к уникальному социально-историческому явлению и считаться с теми, кому страна доверяла выполнение самых сложных государственных задач во все времена.

Говорят, что «человек создает город, а город создает человека».
Атмосфера места, где мы живем, влияет на нас точно так же, как мы на нее. Когда люди называют себя «трехгорненцами», они отождествляют себя с особенностями, присущими только их городу. И, если мы хотим быть успешными, значит, и Трехгорному нужно создавать точно такую же репутацию.  
          

Николай Лубенец,
глава ЗАТО г. Трехгорный с 1991 по 2005 годы, президент Ассоциации ЗАТО Минатома России с 1994 по 2005 годы, член Совета по местному самоуправлению при Президенте РФ с 1995 по2000 годы 
                      

    
                                                             

Comments

( 3 comments — Leave a comment )
lyutov70
Jun. 4th, 2014 03:40 am (UTC)
Спасибо, очень хороший и полезный ретроспективный анализ. Опасаюсь только, что в свете президентской программы перевооружения с жирным госзаказом, у многих, как говорится, "отлегло", появилась порочная мысль - "а-а, еще успеем". Это психология опоздавшего. У кого-то из экономистов встречалась верная мысль: "Будущее начинается вчера".
nikolaylubenets
Jun. 5th, 2014 04:33 am (UTC)
Ваши опасения совершенно обоснованы ! И совпадают с моими! Данная публикация- попытка привлечь внимание общества, специалистов, власть имущих к обозначенным проблемам! Спасибо.
alexey_melnikof
Jun. 9th, 2014 06:31 am (UTC)
=))
Недавно случайно удалось посмотреть Историческую видеопленку от 17.10.1999-го - закладка камня храма Пресвятой Богородицы. 15 лет назад - такое событие для Трёхгорного, что не описать словами. По сему, города подобные нашему, не убудут. Потому что, жизнь города - не только экономика, но и духовная часть. С праздником Святого Духа.
( 3 comments — Leave a comment )

Profile

nikolaylubenets
nikolaylubenets

Latest Month

February 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek